Как сон влияет на отношения с людьми?

Когда ты не высыпаешься, находить друзей может быть сложнее, чем обычно. По крайней мере это толкование недавнего шведского исследования, в котором нарушение сна связывается с тем, что люди становятся социально менее значимыми. Исследователи из Каролинского института в Стокгольме также обнаружили, что после двух ночей недостаточного сна люди производили впечатление менее здоровых, менее привлекательных и, что не удивительно, более уставших, чем когда они были хорошо отдохнувшим.

Почему тот факт, что кто-то не высыпается, может привести к тому, что его социальная активность стремительно падает? Ну, во-первых, более ранние исследования показывают, что люди с нарушениями сна выглядят менее привлекательно, чем те, кто хорошо отдохнул. Как пишут исследователи, люди склонны «приписывать положительные качества, особенно качества, связанные с социальной компетенцией, людям, которые считаются привлекательными». Это третье исследование (и второе, выполненное учеными Каролинского университета), связывающее нарушение сна с уменьшением привлекательности человека.

Могут также существовать эволюционные причины, по которым мы не пригласим провести с нами выходные человека, который не высыпается. Плохой сон ассоциируется с разного рода проблемами со здоровьем. «Люди, как и большинство животных, склонны избегать болезнь», - пишут исследователи. «Поэтому нездоровый вид... может активизировать у других людей механизм избегания болезни, и человек становится менее желанным для своего окружения».

Не говоря уже о том, что уставшие люди и так испытывают трудности при социальном взаимодействии — исследования показывают, что когда вы не спите, считывать мимику и понимать сарказм становится все сложнее. Таким образом, собираясь приятно провести время в обществе, мы учимся не приглашать зевающих коллег. 

В данном исследовании ученые стремились взглянуть на взаимосвязь между социальной значимостью и недостатком сна. В реальной жизни более распространена проблема нехватки сна, чем бессонницы. Таким образом, в то время как последние исследования оценивали, как меняется производимое людьми впечатление после двух бессонных ночей, ученые из Калифорнийского университета хотели показать эффект более реалистичного уровня нехватки сна. 

Чтобы сделать это, они провели эксперимент. Во-первых, они взяли два комплекта фотографий шведских студентов. Фотографии из первого комплекта были сделаны после двух ночей недосыпа (около четырех часов сна за ночь). Фотографии из второго комплекта были сделаны два дня спустя, после того, как студенты нормально выспались. Не считая разного количества сна, обе фотосессии проходили в одинаковых условиях.

Затем исследователи попросили отдельную группу участников просмотреть фотографии, одну за другой, и сказать, с кем бы из этих людей (студентов) они бы хотели пообщаться. Оценивающие также должны были указать, насколько привлекательными, здоровыми, вызывающими доверие и сонными выглядят люди на фото.

Участники ничего не знали о людях на фото или о их режиме сна. Но, как и предсказывали исследователи, участники эксперимента выражали меньшую готовность общаться с невыспавшимися людьми на фото, которых они также сочли менее привлекательными, менее здоровыми и более сонными, чем тех, кто были хорошо отдохнувшими.

Связано ли нежелание участников общаться с людьми на фото, которые были невыспавшимися, с тем, что они выглядели некрасивыми, больными и уставшими? Возможно, в некоторой степени да. Но из анализа ученых следует, что что-то еще, кроме лиц — какое-то качество, которое не измерялось в исследовании — снижало желание участников подружиться с людьми на фото. Но исследователи не знают, что это за качество.

Помимо установления связи между недостатком сна и снижение социальной значимости, ученые написали, что исследование «дополняет предыдущие исследования о внешности после нарушения сна, показывая, что несмотря на использование других масштабов, менее существенное и более естественное нарушение сна, взаимосвязь между сном, привлекательностью и здоровым внешним видом по-прежнему сохраняется». 

Но все-таки этот небольшой эксперимент с участием молодых людей оставляет много вопросов без ответа. Помимо изучения более разнообразной группы людей, будущие аналогичные исследования могли бы:

  • использовать фотографии невыспавшихся друзей или членов семьи, а не незнакомцев
  • спросить участников об их готовности работать, а не просто общаться с невыспавшимися людьми
  • исследовать зевающих людей вживую, в реальных социальных условиях, а не просто фотографии незнакомых лиц

И вот еще один вопрос, на который мы пока еще не можем ответить: приводит ли снижение желания общаться с невыспавшимися людьми к «неприкрытому изгнанию из общества»?

Мы заметили, что вы
заинтересовались нашей мебелью,
поэтому решили подарить вам:

Купон на скидку 10% *

в наших салонах или в интернет-магазине

Оставьте свои контакты и получите купон
Имя и фамилия получателя купона:
e-mail, куда прислать купон:
Получить скидку

Купон действителен со следующего дня

*Скидка по купону не действует на кровати
«Птичье гнездо» и «Космопорт»

**Купон является дополнением к основной скидке,
которая составляет 40%.

Мы отправили Вам письмо
с купоном на скидку! :)

Внести оплату

Номер договора:

* № договора уточните у вашего менеджера в салоне или интернет-магазине

Сумма к оплате:
Фамилия:
Оплатить

Цены на сайте указаны без учета скидки.
Оставьте заявку и получите скидку 25% от указанной стоимости после звонка нашего менеджера.


Имя:

Телефон:

Свяжитесь со мной