Семь вещей, которые нужно знать о взаимосвязи между сном и успеваемостью

Привычки хорошего сна напрямую связаны с успеваемостью. Связь между сном и оценками подтверждается и в начальной школе, и в магистратуре, и на всех ступенях между ними. Эта тенденция вряд ли может кого-то удивить; ее суть состоит в том, что хорошо отдохнувший человек демонстрирует умение и поведение, обусловливающие его лидерство в классе. По сравнению с людьми, страдающими от недостатка сна, отдохнувшие люди отличаются более быстрой реакцией, лучшей способностью к концентрации и более высокой способностью к работе в условиях стресса. Далее представлено семь выводов, сделанных на основании исследований школьников и студентов разных возрастов.

1. Маленьким детям полезно больше спать

Последние исследования Университета Макгилл показали, что дети в возрасте 7-11 лет, продолжительность сна которых в среднем увеличивалась на 18 минут в течение пяти ночей, продемонстрировали значительные улучшения оценок в своих табелях успеваемости. Почему не высыпаются 7-летние дети (из-за неправильно установленного режима сна или безответственного отношения)? Маленькие люди подвержены изменению стиля жизни. Одно из исследований 2014 года показало, что детский сад является поворотным пунктом с точки зрения здорового сна. Детский сад и связанное с этим лишение ребенка дневного сна приводит к сокращению времени сна в течение дня в целом и более раннему отходу ко сну в рабочие дни, особенно у детей, не посещавших дошкольные учреждения (общеобразовательные дошкольные учреждения!).

2. Храп мешает школьникам

Многие исследования сна младших школьников касаются ночного апноэ. Состояние, характеризующееся учащенным дыханием и храпом, приводит к уменьшению продолжительности и дроблению сна. Дети, страдающие ожирением, из семей с низким уровнем дохода, в значительно большей степени подвержены риску нарушения дыхания во время сна. Они хуже учатся в школе – как в начальной школе, так и на более поздних этапах обучения. В 2001 году было проведено исследование, показавшее, что подростки в возрасте 13 и 14 лет, плохо учившиеся в школе, отличались большей склонностью к храпу в детстве. Кроме того, дети из семей с низким уровнем достатка отстают в школе. Что представляется вполне объяснимым.

3. Более ранний отход ко сну приводит к лучшему среднему баллу аттестата

Широкомасштабное социологическое исследование, проведенное в Норвегии, показало, что подростки в возрасте от 15 до 19 лет, которые ложились спать с 10 до 11 часов вечера, имели самый высокий средний балл аттестата. Недостаток сна повышал шансы учащихся на низкий средний балл аттестата. Эти выводы можно легко использовать для того, чтобы отучить тинейджеров от позднего пробужения. Однако тинейджеры естественным образом являются совами, по крайней мере, согласно данным ведущих исследований. Их биологические часы смещены, что делает раннее пробуждение особенно трудным для подростков.

4. Эксперты поддерживают перенос начало учебного дня на более позднее время

Кампания в поддержку переноса начала учебного дня на более позднее время опирается на несоответствие между биологическими часами тинейджеров и их расписаниями, спускаемыми им свыше. В чем состоит принципиальная идея? Позвольте детям учиться тогда, когда они лучше всего вооружены для того, чтобы воспринимать и запоминать информацию. Не говоря уж о том, что заставлять подростков вставать значит лишать их сна, который необходим им для достижения успешных результатов в школе, поддержки их когнитивного и эмоционального развития и охраны их умственного и физического здоровья. Американская академия педиатрии рекомендует начинать учебный день в школах не ранее 8.30. И в целом все эксперты поддерживают идею о переносе начала учебного дня на более позднее время.

Преимущества более позднего начала учебного дня не ограничиваются самими подростками: согласно недавнему отчету Американского стратегического исследовательского центра (RAND Corporation), перенос первого звонка в школах позволит США сэкономить около 9 миллиардов долларов в год. Согласно отчету, такая предполагаемая экономическая выгода подразумевает, прежде всего, влияние повышения успеваемости на прибыль, которая будет обеспечена в будущем, и на уменьшение числа автомобильных аварий с участием подростков.

Исследователи считают, что электронные устройства только разлаживают суточный ритм подростков. Выбитый из привычного ритма организм и дурные привычки не могут приносить пользу.

Но, независимо от веских доводов в пользу переноса начала учебного дня на более позднее время, лишь 15% государственных школ по всей стране начинают учебный день в 8.30.или позже согласно исследованию, проведенному в 2016 году в отношении администрации учебных заведений США. Почему? Школы жалуются на то, что сдвиг времени начала учебного дня слишком сложен с точки зрения логистики и повлечет за собой большие расходы. Кроме того, согласно исследованию Мичиганского университета, всего лишь около половины родителей поддерживает более позднее начало учебного дня. Однако в компанию вовлечено много неравнодушных людей, соответственно, не следует ожидать, что дискуссия о начале учебного дня в школах прекратится в обозримом будущем.  

5. Биологические часы и плохие привычки – плохая пара

Некоторые исследования связывают отложенную фазу сна (предпочтение более поздних часов) со снижением успеваемости. Однако в некоторых случаях исследователи обнаружили взаимосвязь с другим фактором. В одном случае, таким фактором была посещаемость школы — успеваемость школьников, обучающихся по программе для детей с ограниченными возможностями, вероятно, была ниже по причине частого пропуска занятий. Улучшились бы их достижения, если бы первая часть учебного дня начиналась позже? Сторонники переноса первой части учебного дня на более позднее время, вероятно, сказали бы «да».

Но в других случаях исследования свидетельствуют о том, что низкий уровень успеваемости связан скорее с привычками подростков, чем с их неокрепшими организмами. Наибольшим злом является употребление кофеина и использование электронных устройств ночью. Помимо других факторов, одно из исследований 2015 года подтверждает, что кофеманы и любители ночных чатов спят меньше, следовательно, имеют более низкие показатели в учебе. Даже учащиеся, которые говорили, что они использовали телевизор и музыку как экстренный метод борьбы со сном, подтверждали эту тенденцию. Исследователи считают, что электронные устройства только разлаживают суточный ритм подростков. Выбитый из привычного ритма организм и дурные привычки не могут приносить пользу.

6. Сон существенно помогает учащимся достигать хороших результатов

Мы можем оценивать качество сна, используя различные критерии. Один из критериев – это эффективность сна, соотношение между фактической продолжительностью сна и временем, которое люди проводят в кровати (чтобы рассчитать эффективность сна, нужно разделить количество часов, проведенных в кровати, на количество часов сна). В рамках исследования, проведенного в 2015 году в Италии, было установлено, что эффективность сна результаты экзаменов является основным фактором, влияющим на результаты экзаменов в последний год обучения в средней школе. Исследователи не обнаружили очевидной связи между оценками, полученными на экзаменах, и другими критериями оценки сна, включая его общую продолжительность (продолжительность сна без учета эффективности) и среднюю точку сна. Далее приведена формула расчета средней точки сна:
Возьмите среднюю продолжительность вашего сна в часах и разделите это число пополам. Прибавьте это число к средней продолжительности сна в выходные (т.е. дни, когда работа или школа не определяет ваше расписание). Это и есть средняя точка. То есть, если я сплю семь часов и ложусь спать в полночь, моя средняя точка – 3:30 (3.5 + 12).

7. Студенты медицинских колледжей непредсказуемы

Студенты медицинских колледжей на практике продолжают демонстрировать хорошие результаты, если они привыкли к хорошему сну. В ходе исследования, проведенного в Мюнхене, была установлена взаимосвязь между продолжительностью сна и результатами выпускных экзаменов. Если студенты хорошо высыпались, они получали хорошие результаты. При этом ни хронотип (жаворонок или сова), ни самооценка качества сна не оказывали существенного влияния на оценки учащихся.

Другое исследование, проведенное в Судане, свидетельствует о существенном различии, касающемся продолжительности и качества сна отличников и студентов с удовлетворительными результатами. В среднем храп наблюдается у 9% наводчиков, которые в среднем спят семь часов в сутки. Для сравнения, 28% подкатчиков храпели, и продолжительность их сна составляла 6.3 часов в сутки.

В ходе третьего исследования (сон студентов был хорошо документирован) было установлено, в определенной степени интуитивно, что «плохие оценки на экзаменах не обязательно получают те студенты, которые меньше спят». Те студенты, которые плохо спали непосредственно перед экзаменами (во время обучения), были более склонны к провалу, но и те, кому учеба давалась плохо на фоне нормального сна на протяжении всего семестра, также могли потерпеть неудачу. 

Данная статья первоначально была опубликована в 2016 году. С тех пор она была актуализирована.

Мы заметили, что вы
заинтересовались нашей мебелью,
поэтому решили подарить вам:

Купон на скидку 10% *

в наших салонах или в интернет-магазине

Оставьте свои контакты и получите купон
Имя и фамилия получателя купона:
e-mail, куда прислать купон:
Получить скидку

Купон действителен со следующего дня

*Скидка по купону не действует на кровати
«Птичье гнездо» и «Космопорт»

**Купон является дополнением к основной скидке,
которая составляет 40%.

Мы отправили Вам письмо
с купоном на скидку! :)

Внести оплату

Номер договора:

* № договора уточните у вашего менеджера в салоне или интернет-магазине

Сумма к оплате:
Фамилия:
Оплатить

Цены на сайте указаны без учета скидки.
Оставьте заявку и получите скидку 25% от указанной стоимости после звонка нашего менеджера.


Имя:

Телефон:

Свяжитесь со мной